Змеи в доме жертвы

Еще в XIX веке этнографы обратили внимание на повсеместное распространение историй о змеях, которые бытуют у всех славянских народов. Особенно популярны они в Восточной Европе и на Балканах, где в XVIII веке разразилась эпидемия вампиризма. Известны огненные змеи коренным народам Северного Кавказа, Малой и Средней Азии, Казахстана ,Западной Сибири. Современная литература по фольклору делает упор на другом, более красочном и выигрышном аспекте огненных змеев способности вступать в половую связь с опечаленными утратой близкого человека людьми, или, точнее, внушать им идеальную иллюзию близости с недавно умершим или писаным красавцем. Однако там нет-нет, да и мелькнут тревожные нотки любовницы змеев начинают чахнуть и тихо сходят в могилку вслед за умершим родственником.

Устойчивым компонентом историй про змеев ил и любвеобильных покойников является мотив о том, что от такой любви женщина худеет, бледнеет, чахнет, болеет, теряет жизненные силы, становится замкнутой, молчаливой и умирает или находит способ избавиться от вредоносного любовника, сообщает этнограф Л. Н. Виноградова, заметившая связь между вампиризмом и змеями. В южнославянской традиции мотив о сексуальных связях демонических существ; соотносится прежде всего с мифическим огненным змеем и, кроме того, с вампиром умершим мужем. По единичным свидетельствам, летающий змей мог проявлять и признаки, сближающие его с вампирами. В некоторых быличках губительные для женщин последствия любовной связи объяснялись тем, что он высасывает из нее кровь, поэтому женщина бледнеет, чахнет и умирает.

У южных славян мотив половой связи с демоническим существом обычно также соотносится с вампиром, а кроме него с персонажами типа змея, подтверждает это наблюдение этнограф Е. Е. Левкиевская. Змей летает в виде огненного шара, веника, снопа и рассыпается искрами над домом, где живет его жертва; Любовь вампира, змея и самодивы (женский вариант змея. Авт.) в балканских сказаниях имеет для человека одни и те же последствия; Любовь мифологического существа к человеку однозначно прочитывается как результат вампиризма; Характерно, что в некоторых быличках подчеркивается, что мифологический любовник не вступает со своей жертвой в собственно сексуальные отношения, а просто ложится рядом с ней и сосет из грудей молоко или кровь мотив, характерный для вампира.

Снова и снова в фольклорных записях встречаются слова: Она сохла, сохла, да и умерла. Или рассказы о том, что змей станет как человек и каждую ночь ложится с ней. И становилась она худая, страшная, пожелтела. Ходил, ходил, да и задушил ее.

Многие женщины, особенно в местах, живущих отхожим промыслом, передают священникам на исповеди, что их отсутствующие, а часто и умершие мужья являются к ним въяве и спят с ними, то есть вступают в половое сношение, записал этнограф С. В. Максимов в конце XIX века. Сплошь и рядом не только вдовы, но и замужние женщины, войдя в доверие с любознательными школьными учительницами, рассказывают им о своих похождениях подобного рода со всеми подробностями;

Бросается в глаза удивительное однообразие частностей этого явления и его печальных, нередко трагических, последствий. Любопытно, что если жена видит призрак в натуральную величину и признает в нем своего мужа или ребенка, то посторонние люди, как правило, не видят вообще ничего или видят нечто, напоминающее туман или зыбкий черный столб. Однако в виде летящего огненного змея явление могли наблюдать все.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Прокрутить наверх