Home » Загадки истории, древние цивилизации » Царство пресвитера Иоанна – царство, которого не было
Царство пресвитера Иоанна – царство, которого не было

Царство пресвитера Иоанна – царство, которого не было

Успехи Первого крестового похода сошли на «нет». Иерусалим, с таким трудом отвоеванный у неверных, вот-вот будет потерян снова. Только теперь рыцари поняли, в какое непосильное дело ввязались. Отчаяние – высший грех истинно верующих – овладевало христианским миром. Нищая католическая Европа истощала силы в войне с могучим мусульманским Востоком. А помощи ждать было неоткуда. И вдруг – радостная весть: Европа не одна, у нее есть могущественный союзник! Далеко на Востоке, в тылу врагов, существует Царство пресвитера Иоанна – великая держава, которой правит христианский первосвященник пресвитер Иоанн.

Весть через семь веков

Первое свидетельство об этой державе восходит к 1145 году. Иоанн ведет свой род от тех самых волхвов, что, следуя за Вифлеемской звездой, пришли к новорожденному Христу. Царь этот – христианин несторианского толка, то есть последователь того самого Нестория, константинопольского патриарха, который семь веков назад, в 431 году, на Вселенском соборе в Ефесе был предан анафеме. Несторий утверждал, что у Бога не может быть матери, в Иисусе Христе сочетаются не только два естества, но и два лица – божественное и человеческое. Мария же произвела на свет человека, и она не Богородица, а всего лишь Христородица. Отлученный от церкви патриарх со множеством единомышленников отправился в восточные степи, чтобы обращать в свою веру кочевников. И вот теперь потомки еретика спешат на помощь своим старшим братьям во Христе, дабы вернуться в лоно матери-церкви.

От «повелителя повелителей»

В те далекие времена сообщения об иных странах и правителях, в которых истинные географические и этнографические факты переплетались со слухами и выдумками, порою самыми фантастическими, доставляли смелые путешественники, купцы или миссионеры. Принимались эти сведения на слово, проверить их не было никакой возможности. Но даже в те времена находились скептики. Однако в случае с царем-несторианином маловеры были посрамлены очень скоро, им было предъявлено сокрушительное доказательство – личное письмо пресвитера Иоанна византийскому императору Мануилу Комнину!

Письмо это почему-то было написано не по-гречески, а по-арабски. Оригинал его не сохранился, есть только перевод на латынь, сделанный для императора Фридриха Барбароссы и Папы Римского.

Итак, «пресвитер Иоанн, милостью Божией царь царей, повелитель повелителей, желает другу своему Мануилу, князю Константинопольскому, здравствовать». Поначалу такое обращение вызывает недоумение: назвать императора князем – это, мягко говоря, невежливо, особенно если ты хочешь с ним дружить. Но следом возникает сомнение: а что, если Иоанн настолько могуществен, что считает возможным называть императора Византии, в ту пору самой большой и сильной державы, просто князем?

И правда: следующие строки все расставляют на свои места. Действительно, пресвитер – властитель очень могущественный. За столом ему прислуживают цари и императоры, а войско его столь велико, что покрывает землю на три дня конного пути.

Дворец в царстве пресвитера Иоанна украшен таким количеством драгоценных камней, что на их фоне даже редкое сандаловое дерево и мрамор как-то теряются. Дети на улицах играют алмазами, а изумруды используются крестьянами как межевые камни.

Звери и народы царства пресвитера Иоанна

В необъятных владениях пресвитера обитают самые разные народы: десять колен израилевых, нубийцы, арабы… Но, кроме того, исхиаподы (одноногие люди, которые в жару ложатся на землю и поднимают единственную ступню кверху, наподобие зонтика), блегмы (люди без головы, с глазами на груди и ртом на животе), пигмеи (карлики, бесконечно воюющие с журавлями), паноции (обладатели огромных ушей, с помощью которых они планируют в воздухе и в которые заворачиваются, дабы скрыть свою наготу), понцы (у них вместо ног конские копыта и нет суставов) и циклопы (одноглазые великаны в три человеческих роста).

Не менее удивительны и животные в царстве Иоанновом. Некоторые из них были более или менее знакомы европейцам: белые и красные львы, белые медведи, птица феникс (та самая, что возрождается из пепла). Но затем следует перечень уж совсем необычных существ, встречающихся лишь на страницах средневековых бестиариев. Это финсиреты – гибриды гигантского червяка с драконом; метаципленарии – мелкие хищники, вполне съедобные в жареном виде; грифоны, мантихоры и химеры.

Живут во владениях пресвитера кентавры, сатиры и фавны. Трудно сказать, почему их Иоанн отнес к животным, а не к разумным существам. Правда, может быть, в его царстве они были неразумны.

Столь же разнообразен и растительный мир в царстве пресвитера Иоанна. В нем собраны все известные, а также неизвестные растения. Там снимается по два урожая в год, и все растет милостью Божией без заботы человеческой.

Залог дружбы

В знак своей дружбы пресвитер Иоанн посылал императору Византии некую священную реликвию, относившуюся ко временам возникновения христианства. Сама реликвия описана в тексте письма весьма расплывчато, поэтому в Европе так и не пришли к единому мнению, что же именно это могло быть: то ли Братина – чаша, из которой пил Христос в день Тайной вечери, то ли Грааль – сосуд с кровью Спасителя, пролившейся на кресте… Но ясно, что дар этот был весьма ценным. Взамен же пресвитер Иоанн желал немногого: всего лишь посетить Гроб Господень в Иерусалиме и – о, счастье! – оказать воинскую помощь в борьбе против неверных.

Пойди туда не знаю куда

Правда, точно понять, где именно расположено царство пресвитера, было трудно. Ближайшая к нему река – Самбатион, которая наполнена не водой, а камнями. Перейти ее можно только в субботу, когда поток камней замирает. Но вот как добраться до этого Самбатиона?

Столицей царства пресвитер Иоанн называет город Сузы, само же оно расположено в Индии, но при этом уточняет: «Там, где в пустыне течет великая река Нил». Есть в его царстве и иная великая река – Физон, она же Ганг. Но если Ганг действительно находится в Индии, то как туда попал Нил?

В общем, из весьма противоречивых объяснений европейские христиане сделали следующий вывод: царство пресвитера Иоанна – это рай земной, и находится он, естественно, на Востоке. В общем, дойдем – увидим.

Почти с таким указанием: «Пойти туда – не знаю куда» в 1177 году Папа Александр III и отправил лейб-медика магистра Филиппа с письмом для пресвитера Иоанна. Куда пошел Филипп – неведомо. Назад он не вернулся. Но еще в течение ста лет и смельчаки-энтузиасты, и официальные посланники пытались найти дорогу к райскому царству.

Между прочим, разумные византийцы, в отличие от легковерных германцев, на письмо пресвитера не обратили внимания. Им-то Восток был ближе, и они знали, что никакого царства Иоанна там нет.

Конец сказки о царстве пресвитера Иоанна

Историки уже давно пришли к выводу, что письмо пресвитера Иоанна было написано в канцелярии императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. Его содержание вполне соответствовало политическим целям момента. Барбароссе оно было удобно тем, что позволяло соотнести себя с царем-священником, принять на себя некоторые духовные прерогативы и избавиться от ненавистной власти понтифика. Папа же, непримиримый к своим «родным» католическим ересям, отнесся к несторианам весьма лояльно, так как рассматривал проблему с противоположной, нежели Фридрих, стороны. Иоанн – не просто священник, но и царь, следовательно, и власть Папы должна сочетать власть духовную с мирской. Ну и, конечно, письмо было призвано поднять боевой дух крестоносцев: нельзя расхолаживаться, отступать от великой цели – освобождения Гроба Господня, ибо грядет великая подмога.

Так шли годы. Дела обстояли все хуже. Долгожданный союзник не объявлялся. Последние земли в Палестине были потеряны.

Сто лет Европа ожидала из глубин Азии подмогу. Возможно, потихоньку и забылась бы эта история, если бы не ее неожиданный финал. Однажды войско все же явилось. Только вместо армий под христианскими стягами в 1242 году именно оттуда накатили орды Батухана (Батыя). Как писал историк, «безжалостны, безбожны, безобразны», они огнем и мечом прошли до самой Адриатики и ушли обратно. Тем и закончилась красивая столетняя сказка о царстве пресвитера Иоанна.

Правда, потом монголы еще разбили арабов и взяли Багдад, но пользы делу возвращения Гроба Господня это уже не принесло…

Поделиться в соц. сетях

Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki