Многие люди ассоциируют фламенко с танцем, но на самом деле это гораздо больше, чем сам танец, это культурный феномен, тесно связанный с фольклором андалузских рома, который, помимо танцев, включает в себя музыку, пение, одежду и целый ряд поведений. Фламенко имеет чрезвычайно длинную и сложную историю, которая насчитывает несколько столетий.
В этой статье вы прочтете о:
Фламенко — прошлое и настоящее
Полное страсти, темперамента и энергии, фламенко является одним из самых захватывающих видов искусства. Богатая история фламенко видна в каждом решительном шаге танцора, в каждом задумчивом звуке гитары и в каждом хлопке в ладоши. Чтобы в полной мере прочувствовать феномен современного фламенко, стоит понять, откуда оно взялось и как развивалось. Хотя в настоящее время фламенко отождествляют с Испанией , его корни и путь к мировой славе намного сложнее. Несомненно, нет какой-либо конкретной причины или события, благодаря которым фламенко достигло статуса танца, признанного во всем мире, сравнимого со статусом балета или хип-хопа. Этому способствовали различные факторы, но конкретную эволюцию фламенко можно разделить на три этапа:
• Прибытие цыган в Испанию
• Эпоха романтизма
• Диктатура генерала Франко
Прибытие рома.
Хотя сегодня фламенко признано во всем мире, его истоки восходят к 15 веку, когда на Пиренейском полуострове появились Гитанос, то есть первые рома. В течение сотен лет рома жили в диаспорах, путешествуя по разным странам, в основном по Индии , Ирану и Египту . Рассеянные по всему миру, рома обогатили свою культуру различными народными влияниями, с которыми они столкнулись во время своего путешествия. Из этой уникальной смеси они создали свою собственную культуру, самобытность и искусство выражения эмоций через танец и пение. Одним из элементов цыганской культуры было фламенко, пришедшее с ними в Андалусию.
Романтизм
В течение следующих 300 лет цыгане жили на обочине испанского общества, угнетаемые монархией и с превосходством местного населения. Однако со временем они начали ассимилироваться, и социальные различия стали потихоньку стираться. Наконец, на рубеже 18 и 19 веков, с наступлением эпохи романтизма, важную роль в культуре Испании стало играть цыганское фламенко. В немалой степени этому способствовало творчество художников-романтиков, поэтов и романистов, которые своими произведениями донесли нишевое фламенко до более широкой аудитории. Изначально художники эпохи романтизма делали упор на природу и на эмоциональный, а главное, народный фольклор. Однако со временем они начали искать вдохновение в иностранных и более эксцентричных культурах, таких как культура андалузских рома.
Для романтиков фламенко и все, что с ним связано, было творческим раем, потому что было проявлением оригинальности и своеобразной экзотики. Именно в этот период возникла новая форма фламенко, широко известная и по сей день. Лучшим примером страстной любви к фламенко является повесть Проспера Мериме «Кармен» 1845 года. Чуть позже на ее основе Жорж Бизе создал одну из самых известных опер в мире.
В конце 19 века произошла коммерциализация фламенко, что способствовало появлению cafes cantantes — кафе и баров, где гости проводили вечера под песни и танцы фламенко. Следующим шагом было создание оперы фламенка — спектакля, в котором фламенко сочеталось с балетом и оперой. Величайшие звезды испанского балета того времени выступали в традиционных цыганских костюмах и исполняли танцы, взятые из богатой культуры фламенко. Таким образом, культура андалузских рома начала завоевывать оперные и балетные сцены в Европе, продвигаясь в высшую лигу развлечений, которой наслаждались аристократия и богатая элита.
Диктатура генерала Франко
Последним этапом превращения фламенко из народного танца рома в вид искусства, известный и почитаемый во всем мире, стало признание фламенко национальным танцем генералом Франсиско Франко, правившим Испанией в 1939-1975 годах.
Генерал Франко, осознав потенциал искусства и культуры, стал цинично использовать фламенко как инструмент государственной пропаганды. Ключевой частью плана правительства по привлечению туристов было использование фильмов, содержащих отсылки к фламенко, для продвижения страны. Жители других европейских стран узнали об уникальном виде искусства, которым, несомненно, является фламенко, из таких фильмов, как «Семья Тарантос» 1963 года режиссера Франсиско Белеты. Смерть генерала Франко в 1975 году ознаменовала конец целой эпохи, но к тому времени фламенко уже стало всемирно признанной формой искусства, неотделимой от испанской культурной самобытности.
Чтобы лучше узнать культуру фламенко и лучше понять ее феномен и ее силу, мы задали несколько вопросов человеку, который много лет занимается этой темой. Доктор Марта Вечорек — культурный антрополог, читает лекции в Университете Зайда в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Она также является автором книги «Фламенко». Исследование семиотической антропологии». Следующие исчерпывающие ответы на наши вопросы прекрасно резюмируют этот удивительный танец и все, что с ним связано.
1. Вопреки распространенному мнению, фламенко – это не просто танец. Что такое фламенко и в чем его магнетизм?
Доктор Марта Вечорек:Выражение фламенко состоит из танца (baile), пения (cante) и игры на гитаре фламенко (toque). Выступления часто сопровождаются пальмеро, хлопающими в ладоши в ритме фламенко, и группами халадоров — людей, выкрикивающих ободряющие напоминания и увещевания исполнителям. Я думаю, что нет универсального ответа на вопрос: в чем магнетизм фламенко. Есть такие, как знаменитый поэт Федерико Гарсиа Лорка, которые говорят, что магия фламенко сводится к дуэнде. Это своего рода транс, в который входят исполнители фламенко, сочетая элементы хореографии с импровизацией. Дуэнде также загадочно называют душой фламенко: особое, болезненное, страстное, буйное выражение лица.
2. Где во время поездки в Испанию мы можем встретить
доктора фламенко Марты Вечорек:Колыбелью фламенко является южная испанская Андалусия. Предполагается, что фламенко возникло из смеси андалузского фольклора, цыганских и персидских влияний, культуры мавров, сефардских евреев и т. д. в восемнадцатом веке. Пение было изначальной формой танца; Первоначально группы андалузских рома и андалузцев из низших социальных слоев встречались, практикуя оригинальные формы пения фламенко. Таким образом они передавали страдания маргинализированных людей — тема многих песен фламенко — бедность, несчастная любовь, социальный остракизм и т. д. В настоящее время туристическую форму фламенко можно увидеть на фестивалях или в таблао – ресторанах и тавернах, где исполняется фламенко. Их можно найти в крупнейших андалузских городах: Севилье, Малаге, Гранаде и Кадисе.Мадрид и Барселона. Кроме того, существуют пенье – сообщества фламенко, собирающие любителей этого музыкального жанра в интимной обстановке. Сторонники так называемого «аутентичное» фламенко рекомендуют искать пеньи, до которых, однако, добраться сложнее.
3. Отличается ли сегодняшнее фламенко от того, что было много лет назад?
Д-р Марта Вечорек: Сегодняшние разновидности фламенко, помимо тех, которые уважают его оригинальные, традиционные формы, также включают слияния с другими музыкальными жанрами, такими как джаз, современный танец, мировая музыка и т. д. Это явление известно как новое фламенко. Среди известных исполнителей нового фламенко следует упомянуть гитариста Пако де Лусию и танцора Хоагима Кортеса.